Lexee Sly
Пора переходить к трипам без кислоты (с) Кен Кизи
Интересно пишут...

Ни бога, ни Дарвина!

Написал Группа им.Жоржа Энена
24.01.2011


Уже в течение многих лет по телеканалам (5-му, FR3, «Животный мир», «Планета», «Дисней ТВ», «Арте» и т.д.), в целом ряде изданий для детей и по различным национальным радиостанциям («Франс энтер», «Франс-инфо», «Франс-кюльтюр») публикуют якобы «научные» программы о животных, их борьбе за выживание, за воспроизводство и за передачу своих генов.

Эти материалы – тривиальная смесь антропоморфизма, мнимых очевидностей, жестоких зрелищ и либеральной идеологии (в духе «закона сильнейшего») – опираются на весьма модную научную дисциплину – «экологию поведения». Они основаны на неодарвинизме, который преподносится его сторонниками как единственная и последняя истина об эволюции жизни и ее нынешних формах. Под прикрытием «благословения» со стороны некоторых патентованных ученых, прекрасно осознавших всю личную и профессиональную выгоду для себя от такого признания в СМИ, эти статьи и передачи ведут типично капиталистическую пропаганду, сводя историю живого к жестокой и бесконечной конкуренции между генами, жаждущими планетарного господства. Как в научных журналах по экологии поведения (см. «Экология поведения» авторов E.Danchin, L.A. Giraldeau и F. Cezilly в издательстве Dunod), так и в популярных передачах и статьях о живом постоянно используются такие термины, как «стремление к максимальному успеху в воспроизводстве», «цена и выгода стратегии», «родительский вклад», «бюджет-время», «капиталистический производитель», «оптимальное добывание пищи».

Жизнь и ее механизмы сводятся к потоку энергии и конкуренции между циничными и расчетливыми генами: таков мир, существующий со времени появления жизни на нашей планете, если послушать певцов «генного мира»!

Они хотят внушить детям (любого возраста), что капитализм – нечто «естественное», поскольку он функционирует точно так же, как и природа. И иначе быть не может.

Пропаганда креационистских тезисов и прочей мистики, с которой выступает в особенности протестантское лобби в США, придает утраченную невинность и приверженцам «капиталистического» взгляда на живое.

Тупики, в которых оказалась современная генетика, совершенно очевидны (1). Генная инженерия и терапия предстают как безумная погоня учеников чародеев за ложными обещаниями наукой счастья и бессмертия. Тем не менее, противопоставление «бог» или «Дарвин» приводит к полному сведению дебатов к ложной и совершенно стерильной дилемме. Сегодня, более чем когда-либо, тот, кто критикует неодарвинизм и его претензии на общее объяснение эволюции, тут же подвергается обвинениям в скрытом креационизме. Тот, кто выдвигает новые гипотезы для объяснения биологических механизмов, определяющих нынешние формы жизни и способы ее организации, должен под угрозой анафемы выбирать тот или другой лагерь!

И однако же, среди прочих интересных (или даже привлекательных?) альтернатив, существуют и теории самосоздания (см. работу «Древо познания» авторов H.Maturana и F.Varela, вышедшую в издательстве Addison-Wesley) и самоорганизации форм (см. работу «Форма и рост» автора D`Arcy Thompson, вышедшую в издательстве Seuil, и работу «Как леопард меняет свои пятна» автора B.Goodwin в издательстве Charles Scribner`s sons), и теории энакции (см. работу «Введение в когнитологию» автора F.Varela, вышедшую в издательстве Seuil) и эксаптации (преадаптации) (см. работу «Эксаптация – недостающий термин в науке о форме» авторов S.J.Gould и E.Vrba в журнале “Paleobiology”. Том 8).

Но необходимость выбирать между «разумным дизайнером» («богом») и «эгоистическим генами» (неодарвинизм), между двумя абсолютными и окончательными истинами не оставляет места для главного мотива научной деятельности: открыто и несектантски задавать миру вопросы, чтобы лучше понять его. Быть может, мы стоим сегодня на пороге новой «охоты на ведьм», если не религиозной войны.

Кем бы мы ни были – покорными объектами «деспотического бога» или «простыми мимолетными и незначительными орудиями воинственных и расчетливых генов» – нам приказывают смириться с ролью анонимных объектов мира, который выше нас и нас предопределяет! Никто не смеет рисковать поставить под сомнение претензии неодарвинистского синтеза на объяснение всего и вся. Его немедленно отвергнут как невежду и святошу. Если кто-то попытается предлагать механизмы объяснения эволюции, опуская жесткий генетический детерминизм, – на него тут же начинают показывать пальцами как на отступника от науки.

Необходимо предложить перечитать такие старые работы, как «Структура научных революций» T.Kuhn`а (издательства Champs и Flammarion) или «Антология науки» A.Jaubert`а и J.M.Levy-Leblond`а (издательство Seuil). Нужно, чтобы поинтересовались связями неодарвинистов с фармацевтической и агропищевой индустрией – через генетически модифицированные организмы и генную терапию. Нужна почти что смелость, чтобы спросить их, почему запрещено ставить под сомнение теорию «отбора более способного».

Нужна мудрость, чтобы не попасться в ловушку, скрытую под вывеской «научной истины», – ловушку подмены дискуссии цензурой, как это сегодня уже делается кое-кем.

И, прежде всего, между двумя тоталитаризмами мысли не выбирают. Жизнь, ее богатство, разнообразие и жажда знаний у людей всегда, в конце концов, уходят из-под власти догм.

2006 г.

livasprava.info/content/view/2627/1/

www.diary.ru/~ravegoblin/p73807651.htm - Фримен Дайсон о "новой генетике"

@темы: КомИнтрСопр, Пост...изм