Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:40 

Будущее которое было вчера... (статья для NCTV)

Lexee Sly
Пора переходить к трипам без кислоты (с) Кен Кизи
Вопросы «цивилизационных» и «национальных» конфликтов очень популярны в последнее время. Для Украины эти вопросы остро стоят и потому, что практически все этапы украинской истории прошли в условиях столкновения цивилизаций, культур, народностей. Это разнообразие противоречивых страниц в нашей истории приводит к тому, что 99% политической дискуссии сегодня скатывается именно в решение «непростых» «исторических» вопросов. И большим везением считается, когда эти «дискуссии» не доходят до банального мордобоя.

Но справедлив ли такой подход к современной ситуации вообще? Углубляясь в ветхие страницы советских газет, гетманских универсалов и берестяных грамот, не упускаем ли мы из виду нечто важное? На мой взгляд природу наших сегодняшних бед стоит искать совершенно в другом времени и в другом месте.

Я вам попробую это доказать.

Вернемся назад в конец 40х годов. В разрушенных войной западных странах берет вверх доктрина welfarestate – социального государства. Или, как еще принято называть, в наших Палестинах «евросоциализм», в пику доморощенному «реальному социализму». Созданное Кейнсом экономическое учение стояло на двух китах — расширении государственных затрат и рационализации управления экономикой. В результате два послевоенных десятилетия стали «золотыми» для экономики Запада. Были созданы современные системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. Экономика развивалась настолько
динамично, что нехватка рабочих рук заставила правительства европейских стран, бывших колониальных метрополий, открыть страну для своих экс–подданых из африканских и азиатских колоний. Ни Кейнс, ни его ученики и единомышленники отнюдь не собирались демонтировать капиталистическую систему. Они всего лишь пытались её модернизировать, рационализировать и повернуть лицом к широким массам населения. Именно в те годы начинает формироваться тот социальный феномен, что ныне презрительно зовут «обществом потребления».

Нельзя не обойти революционных изменений в жизни самого послевоенного общества. Наиболее ярко их можно рассмотреть на примере США. Уже с середины пятидесятых в Америке начинается Движение за Гражданские Права, целью которого было уничтожение режима сегрегации — раздельного проживания негров и белых, а также — предоставление чернокожим равных прав с белыми американцами. В 1957 пещерный консерватор Дуайт Эйзенхауэр приказывает десантникам сопровождать негритянских детей в общеобразовательные школы. Уже в 1964 году была запрещена расовая дискриминация в сфере торговли и услуг. В 1965 принят закон, прекративший практику, согласно которой черное население исключалось из списков избирателей местными чиновниками.

В это же время разворачивается вызванное Вьетнамской Войной антивоенное движение. Впервые, наверное, в истории человечества с началом войны в государстве разгорается не патриотическая истерия, а серьёзное антивоенное движение. Нельзя обойти стороной и так называемую «сексуальную революцию», которая на самом деле была лишь вершиной айсберга революции, произошедшей в области психологии. Если раньше это была наука о дрессировке «низших классов» и «облегчении страданий» «чистой публики», то новая гуманистическая психология ставила перед собой задачу развития человека, как личности.

Кульминацией «золотых десятилетий» стали массовые студенческие и рабочие волнения 1968 года охватившие весь мир. «Красный май» в Париже, «Пражская весна» в Чехословакии, «Культурная революция» в Китае, выступления в Мексике, ГДР и многих других странах. Все эти «бунты» объединяло одно — они были антиэлитарными. Огромные массы людей, наконец получившие неплохой уровень жизни и образование, вдруг осознали, что счастья на всех не хватит. Что все равно останется элита, останутся помыкаемые ею массы. Чтобы сохранить свою власть элитам пришлось сделать шаг назад.

С 1968 года по всему миру начинается разворот от идей социального и политического равенства. Напуганные элиты дают зеленый свет правому «традиционному» радикализму. В 1969 в Греции происходит путч «черных полковников», в 1970 в Италии так же происходит попытка правого путча. На улицах появляются первые неонацистские банды, в методах и лозунгах, тщательно копирующие левые организации 1968 года. В 1973 чилийские фашисты развязывают настоящую войну против президента Сальвадора Альенде, которая заканчивается приходом к власти Аугусто Пиночета и десяткам тысяч уничтоженных диктатурой людей.

Но правый поворот в политике, не был бы возможен без правого поворота в экономике. Все ведущие промышленные государства — и социалистические, и капиталистические — до 68 года широко применяли плановые, «дирижистские» методы управления экономикой. Именно государственный сектор способствовал быстрому накоплению капитала в Германии, Франции, Ю.Корее, Японии. Теперь же ведущие экономисты снова заговорили о «свободной
конкуренции», «невидимой руке рынка». Государства начинают уходить из экономики. Начинается эпоха «неолиберализма». В общем, идея была ясна и понятна. Поколение 68 года хотело самореализации. Ему эту «самореализацию» и предложили: «Вперед! Покажи, что ты лучший! Завоюй себе путь на верх!».

Одной из первых задач, которую «решила» новая экономическая доктрина, стало уничтожение социалистической системы. В середине 70х страны соцлагеря взяли дешевые кредиты у западных банков, но созданная на эти деньги промышленность оказалась неспособной конкурировать на международной арене с другими игроками. Поэтому после кризиса 1978 года социалистическая система перестает существовать, так как экономика входящих в неё стран начинает работать исключительно на возврат долгов «капиталистической системе».

Парадокс, но «крах» социализма был интерпретирован как блестящее подтверждение новому экономическому идолу. В начале 80х неолиберальные реформы начинают проводиться во всех ведущих странах мира. «Тетчеризм» в Великобритании, «рейганомика» в США… Везде он сопровождается приватизацией государственного сектора и форсированным наступлением на социальный сектор. Мало кто знает, что государственный сектор до реформ 80х в «капиталистических» странах Европы составлял до 80%. И даже сегодня, например во Франции, он составляет свыше 50% экономики. В то время, как в современной Украине эта цифра около 24% и наши элиты продолжают твердить о необходимости дальнейшей приватизации.

Приватизация вызывает следующий признак «новой» эпохи. Начинается деиндустриализация стран «центра». Производства, как вода вытекают в бедные страны вроде Мексики, Китая, Индии. Молодежь, еще вчера «наше будущее», становится «ленивыми дармоедами», эмигранты, вчера строившие экономики стран центра, — «паразитами».Особенно это стало заметно в последние годы, когда главные социальные достижения 68го — 40–часовая рабочая неделя и пенсия в 55 — 60 лет — постепенно уходят в небытие.

Современный мир — это мир тотальной конкуренции. Национальные и местные элиты конкурируют за «участие в международных проектах» и экономическую «помощь». Интеллигенция конкурирует за право прислуживать элите в деле мобилизации «биомассы» на защиту её интересов. Предприниматели конкурируют за экономические льготы от государства и кусок в «проектах». Рабочие — за рабочие места, а социально необеспеченные слои населения — за подачки от органов власти. И с каждым днем ресурсов становится все меньше, и борьба обостряется. Вокруг каждой «элитарной» группировки вырастает своя «идеология» со своей «правдивой историей», «традиционными ценностями», «геополитическим выбором». И уже давно не важно — насколько эта история правдива, а ценности традиционны. Важно лишь протянуть лишний год–другой, пока эта «группировка» не окажется окончательно ненужной мировой системе.

Цивилизация, которая не смогла преодолеть потолка 68 года, стремительно деградирует назад, возвращаясь к иррациональным призракам прошлого —
расизму, национализму, религиозному фундаментализму и прочему «евразийству». Ослепленные экономическим догматизмом популярные «интеллектуалы» оперируют категориями «элитаризма», «цивилизационного подхода», часто скатываясь в банальные «теории заговоров». И с каждым годом «цивилизационный подход» все более ксенофобский, «элитаризм» все более человеконенавистнический, а «теории заговора» все более параноидальные. Разговоры о том, что спасет Цивилизацию или хотя бы конкретную страну, опускаются до пошлого оккультизма: какие ставить памятники, каким «героям» приносит жертвы, под какими хоругвями устраивать массовые шествия. Естественно такая слепота «интеллектуалов» не может не делать ситуацию все более беспросветной.

Трудно сказать, что снова подарит людям уже нашего поколения Будущее, в котором не будут мерещиться войны, терроризм, голод, эпидемии. Но можно сказать одно: для многих эта идея, эта «теория», это движение будет казаться плевком в лицо «традициям» и «истории». Оно будет вызывать истерики у «элит» и прислуживающих им «интеллигентов». Она будет свежей и чистой, как теплый майский ливень в Париже шестьдесят восьмого года.

nctv.in.ua/news/read/budushhee-kotoroe-bylo-vch...

@темы: КомИнтрСопр, Господарче, Аннотированный список

URL
Комментарии
2011-05-23 в 22:53 

Неназванный
"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
:wow2: Э-э... Честно говоря после того, как в один ряд поставили Парижские события, Прагу и Культурную революцию - дальше читать-то расхотелось... Притом про того же Де Голля и его по сути военный переворот и не вспомнили...

2011-05-23 в 22:55 

Неназванный
"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
:wow2: Э-э... Честно говоря после того, как в один ряд поставили Парижские события, Прагу и Культурную революцию - дальше читать-то расхотелось... Притом про того же Де Голля и его по сути военный переворот и не вспомнили...

2011-05-23 в 23:10 

Lexee Sly
Пора переходить к трипам без кислоты (с) Кен Кизи
Неназванный Как минимум нельзя отрицать влияние идей Мао относительно "КР" на идеи Парижского Восстания. Так, что не я это ставлю в один ряд. Это достаточно общепринятая точка зрения среди западных социологов.

URL
2011-05-24 в 00:28 

Неназванный
"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
Это не идеи Мао. Это идеи Маркса... Весьма по разному понимаемые, к слову...

2011-05-24 в 08:35 

Lexee Sly
Пора переходить к трипам без кислоты (с) Кен Кизи
Неназванный Я имел ввиду идеи Мао по поводу "Культурной Революции". Как раз чистого Маркса там было не очень много. Все больше последователи Ленин, Троцкий, Мао, Грамши.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Зореславский Университет. Физико-Теологический факультет.

главная