Пора переходить к трипам без кислоты (с) Кен Кизи
В беседе о фашизме мы перешли на обсуждения сходств и различий национальных культур и менталитетов.
Мною была предложена схема структуры национальной культуры/менталитета по глубине залегания фактора.
1. Происхождение культуры: кочевники, охотники, земледельцы, рыбаки.
2. Архаическая религия.
3. Условия жизни в генезисе культуры: фронтир или метрополия, географические особенности и.т.п.
4. Четвертый - "цивилизованная" религия
5. "Историческая судьба"
6. Современные социально-экномические условия.
7. Самосознание получаемое через "отцов" и "будителей" нации, а так же через государственную или внешнюю пропаганду.
Зе Пантейру предложил на первое место вынести пункт 3.
Но есть возражение не ужели национальная культура которая переходит от например кочевого способа жизни к земледельческому не сохраняет кочевые черты?
Продолжаем разговор =) Прошу всех кому есть что сказать присоединяться =)
Мною была предложена схема структуры национальной культуры/менталитета по глубине залегания фактора.
1. Происхождение культуры: кочевники, охотники, земледельцы, рыбаки.
2. Архаическая религия.
3. Условия жизни в генезисе культуры: фронтир или метрополия, географические особенности и.т.п.
4. Четвертый - "цивилизованная" религия
5. "Историческая судьба"
6. Современные социально-экномические условия.
7. Самосознание получаемое через "отцов" и "будителей" нации, а так же через государственную или внешнюю пропаганду.
Зе Пантейру предложил на первое место вынести пункт 3.
Но есть возражение не ужели национальная культура которая переходит от например кочевого способа жизни к земледельческому не сохраняет кочевые черты?
Продолжаем разговор =) Прошу всех кому есть что сказать присоединяться =)
А вообще-то жалею, что не помню сейчас литературы по происхождению государства и права... Там много чего интересного по этой теме можно подчерпнуть, в том числе различные классификации...
Такая культура, даже становясь, как в примере, осёдлой, сохраняет ключевые характеристики корневой, в примере - кочевой. Возьмём татар. Они уже многие столетия - такие же земледельцы, как и русские. Но неужели кто-нибудь скажет, что русские и татары ближе друг к другу, нежели русские и немцы и татары и маньчжуры?! И лишь потому, что узкоглазые сограждане сохранили изрядную толику кочевой культуры, их национальная память хранит юрты, маленьких лошадей и могучие луки, в то время, как каждый русский помнит о топоре, лесе и, если первый никогда не потеряется в степи, то второй - в лесу.
И столь же интересно противопоставление горцев жителям долин. Не обязательно смотреть на Кавказ с его множественным различием культур - в Шотландии были хайлендеры и лоулендеры, люди, бывшие для всего мира одним народом, но внутри него смотрели друг на друга волками. Почему? У них был совершенно различный способ производства.
Неназванный
Метрополия может быть стабильной и существовать долго, только став метрополией земледельцев. Ассирия по сравнению с Вавилоном - дитя, умершее во младенчестве
Lexee Sly Неназванный
Собственно, всё, действительно, определяется экономикой и способом производства - за одним странным, катастрофическим для марксизма и политэкономии исключением. Имя ему - аборигены Австралии. У них нет краеугольного марксовского камня - прибавочного продукта. Именно поэтому англичане так и не смогли по-настоящему их ассимилировать.
Пример американцы-янки (в отличии от американцев-дикси) давно нет у них фронтира, они живут индустриальным обществом, в городах. Но американским героем все равно остаеться "герой фронтира": космонавт, спортсмен, морпех. А тяга янки к туризму - разве не отголосок того что эта культура ковалась на фронтире.
А что есть фронтир, как не кочевье, трансценденция? Отсюда и кризис американских ножниц мессианства-изоляционизма.
И именно поэтому как раз в в современной американской социологии и политологии популярен нео-\пост-номадизм, родившийся под пером Тоффлера. Обоснование национального менталитета в дискурсе протестантского мессианства.