Пора переходить к трипам без кислоты (с) Кен Кизи
Примечание к изданию ТБ варианта 1835. Писано в 1951 году.
Серьезному переосмыслению подвергся образ Тараса Бульбы. Место в первой редакции, где говорится о том, что Тарас "был большой охотник до набегов и бунтов", заменено во второй следующим: "Неугомонный, вечно он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма". Вложенные во второй редакции в уста Тараса призывы к товарищеской солидарности в борьбе с врагами и речь о величии русского народа окончательно дорисовывают героический образ борца за национальную свободу.
Работа над второй редакцией "Тараса Бульбы" протекала в период высшего творческого подъема Гоголя, когда он создавал первую часть "Мертвых душ". В новой редакции повесть стала более совершенной в художественном отношении, здесь ярче выразились ее народно-героическая тенденция и ее патриотический пафос.
И почему мне версия 1835 кажется более аутентичной?..
Серьезному переосмыслению подвергся образ Тараса Бульбы. Место в первой редакции, где говорится о том, что Тарас "был большой охотник до набегов и бунтов", заменено во второй следующим: "Неугомонный, вечно он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма". Вложенные во второй редакции в уста Тараса призывы к товарищеской солидарности в борьбе с врагами и речь о величии русского народа окончательно дорисовывают героический образ борца за национальную свободу.
Работа над второй редакцией "Тараса Бульбы" протекала в период высшего творческого подъема Гоголя, когда он создавал первую часть "Мертвых душ". В новой редакции повесть стала более совершенной в художественном отношении, здесь ярче выразились ее народно-героическая тенденция и ее патриотический пафос.
И почему мне версия 1835 кажется более аутентичной?..
С литературной точки зрения ТБ-1835 стоит на одном уровне с рассказом о двух братьях-козаках, в котором один бросил другого в пропасть. Фолклор да и только. ТБ-1842 это уже шедевр.
Но с точки зрения исторической достоверности, думаю, реальный Бульба, действительно, больше любил бы подраться, да пограбить. Хотя идейные борцы встречались во все времена.
Тут ещё важно с какой стороны смотреть. Подними сейчас из могилы самого Бульбу, он бы согласился с обеими версиями. И пограбить любил, и землю Русскую жалко было, и за сына надо было отомсить, и вообще католики не люди...